Удивительная атмосфера спутника Сатурна

Сатурн с его сказочными кольцами — красивейшая планета в Солнечной системе. В древности Сатурн имел плохую репутацию из-за своего тусклого света и очень медленной скорости движения по небу.

В 1609-1610 годах Галилей, впервые наблюдая Сатурн в телескоп, обратил внимание, что планета не выглядит как единое небесное тело. Это скорее три тела, расположенных рядом и касающихся друг друга. Ученый предположил, что у планеты имеются два спутника.

В 1659 году на полвека позднее Гюйгенс с помощью более сильного телескопа подтвердил существование у Сатурна спутников, самый крупный из которых — Титан, а также открыл опоясывающее планету плоское тонкое кольцо.

В 1675 году Кассини доказал, что колец у Сатурна два и открыл еще несколько спутников.

В наше время у ученых больше возможностей изучать космос, они не ограничены одним телескопом. Внеземное пространство сегодня бороздят специальные аппараты-исследователи. В конце прошлого столетия у Сатурна с их помощью были обнаружены и исследованы магнитное поле и атмосфера.

С 2004 года на орбите вокруг планеты обращается автоматический космический аппарат «Кассини», запущенный к Сатурну в 1997 году. И все это время Сатурн не устает преподносить сюрпризы ученым: то северное полушарие планеты перекрашивается в необычные цвета по непонятным причинам, то в ядре планеты обнаруживается лед, а теперь вот вблизи него зафиксированы необычные магнитные всплески. Виновником их появления ученые считают замерзший спутник Сатурна, сущность колебаний магнитосферы которого свидетельствует о наличии атмосферного слоя, а это очень необычное явление.

Странный спутник обнаружили первыми германские ученые, получившие необычные сигналы от «Кассини». Аппарат пролетал в это время мимо Сатурна и Дионы, его родственного спутника. Так что открытие это является случайным: датчики зафиксировали свои собственные «магнитные следы». Этого физически быть не могло, потому что Диона считалась ледяной луной, покрытой кратерами и трещинами, у которой нет атмосферного слоя. Считалось, что кратеры Дионы покрыты по краям льдом, а в области дна — пылью, которая по склонам валов кратеров стекает вниз и накапливается там.

Астроном, изучающий объект, Свен Саймон, считает, что замерзший объект сам по себе физически не имеет возможности породить эти всплески в магнитном поле, так как не имеет заряженных частиц. Из этого обстоятельства следует то, что мы еще слишком мало знаем о Сатурне, а случайно обнаруженная атмосфера у ледяного спутника лишь подтверждает этот факт.

На настоящий момент у Сатурна насчитывают 62 спутника, из них самый близкий к Дионе обладающий атмосферой спутник — это Рее, его кислородная оболочка обусловлена необычайно мощной гравитацией. Но в отличие от него ледяная скорлупа и каменное ядро Дионы, по мнению ученых, не могли быть источником атмосферы. Однако, она, атмосфера, все-таки вероятно на Дионе имеется. «Кассини» продолжает свою миссию, скоро будут свежие данные, которые позволят ученым разгадать очередную загадку Сатурна.

Первосточник:  http://tbnews.org/kosmos/udivitelnaya-atmosfera-sputnika-saturna.html